<< Главная страница

КОММЕНТАРИИ




Вступительный текст в комментариях принадлежит В. Ярхо, а примечания Ф. Петровскому.

О времени постановки трагедии документальных свидетельств не сохранилось. Современные исследователи чаще всего датируют ее первой половиной 20-х годов V века, исходя из следующих доводов: 1) трудно отказаться от мысли, что, изображая в "Царе Эдипе" моровую язву, не известную из других источников, Софокл мог избежать впечатлений от эпидемии, трижды поразившей Афины с 430 по 426 год; 2) в аристофановских "Ахарнянах" (425 г.) и "Всадниках" (424 г.) можно предполагать пародию на отдельные стихи из "Царя Эдипа", что имело смысл, если трагедия была поставлена незадолго до этого. Название "Царь Эдип" было дано трагедии, вероятно, в более позднее время, чтобы отличить ее от другого софокловского "Эдипа", действие которого происходит в Колоне.
Миф, положенный в основу трагедии, был известен уже из гомеровских поэм, где он, однако, не получал столь мрачного завершения: хотя Эдип по неведению и женился на собственной матери (эпос называет ее Эпикастой), боги вскоре раскрыли тайну нечестивого брака. Эпикаста, не вынеся страшного разоблачения, повесилась, а Эдип остался царствовать в Фивах, не помышляя о самоослеплении ("Одиссея", XI, 271-280). В другом месте ("Илиада", XXIII, 679 сл.) сообщается о надгробных играх по павшему Эдипу, - вероятно, он погиб, защищая свою землю и свои стада от врагов.
Дальнейшее развитие миф получил в не дошедшей до нас киклической поэме "Эдиподия", о которой мы, однако, знаем, что четверо детей Эдипа (Полиник, Этеокл, Антигона и Исмена) изображались в ней рожденными от его второго брака. Таким образом, над ними еще не тяготело проклятье нечестивого происхождения.
Первым, кто отступил в этом отношении от эпической версии, развив мотив преступного рождения детей Эдипа от кровосмесительного брака, был, по-видимому, Эсхил, поставивший в 467 году свою фиванскую трилогию. Две ее первые части - "Лай" и "Эдип"- также не сохранились, и некоторые заключения о их содержании мы можем делать только на основании последней, дошедшей трилогии - "Семеро против Фив".
Многие мотивы, связанные с прошлым Эдипа и его опознанием, являются нововведениями Софокла.

21. У пророческой золы Исмены - у святилища Аполлона на реке Исмене в Фивах, где делались предсказания по золе или пеплу сжигаемых жертв.
36. Безжалостная вещунья - крылатое чудовище с туловищем львицы и с головою и грудью женщины (см. ст. 470-484, где это чудовище названо "крылатою девой"). Называлось оно Сфинкс (по-гречески - женского рода). Появившись около Фив, эта "вещунья" предлагала всем проходящим разгадать ее загадку. Никто этого сделать не мог, и все гибли в страшных лапах чудовища. Но Эдип загадку разгадал, а Сфинкс погибла, бросившись со скалы. (См.130, 383 и 1171.) Загадка и ответ Эдипа сохранились в греческой поэзии. Вот их перевод:

Есть существо на земле: и двуногим, и четвероногим
Может являться оно, и трехногим, храня свое имя.
Нет ему равного в этом во всех животворных стихиях.
Все же заметь: чем больше опор его тело находит,
Тем в его собственных членах слабее движения сила.

Внемли на гибель себе, злоименная смерти певица,
Голосу речи моей, козней пределу твоих.
То существо - человек. Бессловесный и слабый младенец
Четвероногим ползет в первом году по земле.

Дни неудержно текут, наливается тело младое:
Вот уж двуногим идет поступью верною он.
Далее - старость приспеет, берет он и третью опору -
Посох надежный - и им стан свой поникший крепит.

151. От златого Пифона...- Пифон - древнее название Дельфов по змеевидному охранителю города - Пифону, которого убил Аполлон. Златым Пифон назван по богатству своего храма.
155. Исцелитель-Делиец - Аполлон, родившийся на острове Делос.
193. Смерти пламенного бога...- Речь идет об Аресе, бывшем не только богом войны, но и насылавшим болезни и другие бедствия.
198. Амфитрита - жена владыки морей Посейдона.
206. Царь Ликейский - Аполлон. Значение эпитета Ликейский спорно.
211. В горах Ликейских - Ликии (Малая Азия).
270-271. Эти стихи, вероятно, позднейшая вставка для объяснения родословной Эдипа.
383. ...от хищной той певуньи...- То есть от Сфинкса. (См. коммент. к ст.36.)
439. ...скала вещала в Дельфах? - Дельфы были расположены на скалистой площадке склона Парнаса. Вещанья Аполлона выходили как бы из расщелины скалы, а изрекала их особая жрица - Пифия.
452. Средоточия земного...- То есть Дельфов, где было главное святилище Аполлона. В дельфийском храме стоял мраморный конус, "пуп", обозначавший находившееся там, по преданию, средоточие земли.
464. Полибом рожденный - Эдип.(См. ст.750.)
478. Крылатая дева - Сфинкс.
711. Давлия (Давлида) - горная область около Парнаса.
844. Олимп - здесь не гора, на вершине которой помещает богов "Илиада", а небесная обитель.
875. Олимпия - равнина в Элиде (в Пелопоннесе), где был храм Зевса. Храм Абайский. - В Абах (в Фокиде) был старинный храм Аполлона.
1078. Царь Киллены - Гермес, родившийся на горе Киллене в Аркадии.
1083. Геликон - горный хребет в Беотии, обиталище Аполонна и Муз.
1171. Дева когтистая - Сфинкс.
1205. Истр - Дунай. Фасис - кавказская река Рион.
назад: ЭКСОД <<

Софокл. Царь Эдип
   ПРОЛОГ
   ПАРОД
   СТРОФА 2
   ЭПИСОДИЙ ПЕРВЫЙ
   СТАСИМ ПЕРВЫЙ
   ЭПИСОДИЙ ВТОРОЙ
   КОММОС
   СТАСИМ ВТОРОЙ
   ЭПИСОДИЙ ТРЕТИЙ
   СТАСИМ ТРЕТИЙ
   СТАСИМ ЧЕТВЕРТЫЙ
   ЭКСОД
   КОММЕНТАРИИ


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация