<< Главная страница

Е. ТРОЯНСКИЙ ЦИКЛ




[Это - самый разветвленный комплекс древнегреческих сказаний, поскольку он включает в себя и предысторию Троянской войны (похищение Елены, привлечение к участию в войне Одиссея и Ахилла, а после гибели последнего - его сына Неоптолема и владевшего луком Геракла Филоктета), и ее последствия - возвращение греческого войска, убийство Агамемнона, скитания Менелая и Одиссея и т. д. Насколько можно судить по названиям драм Софокла и сохранившимся от них отрывкам, сказания Троянского цикла составляли не меньше одной трети всей его творческой продукции. Сюда же относятся и три из семи дошедших полностью трагедий: "Аякс", "Филоктет" и "Электра".]

ЭРИДА

[На свадьбу Пелея и Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды - богини раздора. Как было изображено в этой драме Софокла (возможно, сатировской) вмешательство Эриды в праздничный пир, сказать трудно. Единственный сохранившийся фрагмент - вероятно, из речи не допущенной на пир Эриды.]

190(199). Голодная, на пирожки я зарюсь.

СУД

[Эта драма сатиров имела содержанием суд Париса, которому Зевс через посредничество Гермеса поручил рассудить, кто из трех богинь красивее. Отдав пальму первенства Афродите, Парис навлек на себя и на Трою гнев двух остальных богинь - Геры и Афины. Единственный сохранившийся фрагмент - вероятно, слова сатира, примеряющего на себя плащ одной из богинь.]

191(360). И вот покроюсь этим я плащом,
Как бы своим.

АЛЕКСАНДР

[В то время, как Гекуба, троянская царица, была в очередной раз беременна, ей приснился сон, будто она родила пылающую головню. Прорицатели истолковали этот сон таким образом, что рожденный ею ребенок спалит Трою. Поэтому только что родившегося мальчика подбросили в предгорья Иды, где его нашли и воспитали пастухи, давшие ему имя Париса. Здесь он взял на себя судейство в споре трех богинь. Когда же Приам назначил в Трое поминальные игры о своем подброшенном и наверняка погибшем сыне Александре, Парис принял в них участие и одержал победу над сыновьями Приама. При попытке одного из них убить незваного соперника (ср. фр. 194) Парис - Александр был опознан как сын Приама и принят в царскую семью.
Вероятно, уже после Софокла этот миф послужил основой для трагедии Еврипида "Александр" (415 г.; см.: Шопина Н. Р. Папирусное "содержание" трагедии "Александр" и ее место в творчестве Еврипида // ВДИ. 1986. Э 1. С. 117-130) и следовавшего за ним римского драматурга Энния (фр. 38-82).]

192(91а). Не ошибается лидийский камень.
193(92). Не подобают горожанам игры.
194(93). Что горожан подпасок победил.

ТИНДАРЕЙ

[Самой прекрасной женщиной в Греции, обладание которой Афродита пообещала Парису, была Елена, дочь спартанского царя Тиндарея. Когда она достигла брачного возраста, в Спарту съехались десятки претендентов на ее руку, и Тиндарей находился в большом затруднении, кого из них предпочесть. К сожалению, два сохранившихся фрагмента из трагедии Софокла носят настолько общий характер, что трудно сказать, какой эпизод из жизни Тиндарея составил ее содержание.]

195(646). Не должно славить счастья человека
Счастливого, покуда жизни он
Не кончит поприща в безбольи тихом.
Ведь в миг один цветущее богатство
Отнимет прихоть демона, когда
Изменит он, иль бог когда захочет.
196(647). И от старости свет притупился очей.

СВАДЬБА ЕЛЕНЫ

[Речь шла здесь не о выдаче Елены замуж за Менелая, а о свадьбе, которую справил Парис, привезя похищенную Елену в Трою. Для этой драмы засвидетельствовано восточное слово "оросанги" (телохранители) и двустишие, заставляющее предположить в ней участие сатиров и, таким образом, отнести пьесу к числу сатировских драм.]

197(181). Ах, смоква старая! Ты сам бессилен,
И нас, других, осмоквить хочешь речью?

ОДИССЕЙ БЕЗУМСТВУЮЩИЙ

[Как один из женихов Елены Одиссей обязан был принять участие в походе против Трои. Однако ко времени похищения Елены Одиссей уже был женат на Пенелопе, имел малолетнего сына Телемаха и не испытывал никакого желания оставлять их ради легкомысленной супруги Менелая. Поэтому перед явившимися за ним ахейскими вождями он притворился безумным: запрягши в плуг коня и вола, он с утра отправлялся вспахивать свое поле, засевая его солью. Хитрость Одиссея раскрыл Паламед, положивший на его пути Телемаха. Объехав ребенка, Одиссей сам себя разоблачил и вынужден был примкнуть к походу. Сохранившийся фрагмент - вероятно, из речи одного из Атридов.]

198(462). Ты знаешь все: я весь свой долг исполнил -
Аргивян речь сжата и коротка.

ФЕНИКС

[Ахейцам было предсказано, что поход под Трою не увенчается успехом, если они не привлекут к себе Ахилла - сына царя Фтии Пелея и морской нимфы Фетиды. Таким образом, в сказания Троянского цикла оказались втянутыми эпизоды из ранних лет Ахилла и окружавшие его персонажи. Одним из них был Феникс - сын беотийского царя Аминтора. Так как его отец увлекся молодой рабыней и этим оскорбил свою законную супругу, та убедила Феникса отбить у отца любовницу. Сын послушался матери, но навлек этим на себя проклятие изгнавшего его отца. Феникс нашел себе убежище у Пелея, который отдал ему на воспитание своего сына (Ил. IX, 447-483), Из двух связных фрагментов Э 200 явно имеет в виду любовницу Аминтора.
Одноименные трагедии написали Еврипид (фр. 804-818) и следовавший за ним Энний (фр. 306-318).]

199(718). ...Песий терн заполонил всю ниву.
200(720). ...Женщина, кормящаяся телом...

ЖИТЕЛЬНИЦЫ ФТИИ

[Содержание трагедии, действие которой должно было происходить во Фтии, царстве Пелея, неизвестно. Судя по фр. 201 и 203, какую-то роль здесь снова играл Феникс, избранный в воспитатели Ахилла. Аристотель (Поэтика, 18, 1456 а 1) относил эту трагедию к числу "этических", т. е. наиболее сильных в изображении нравов.]

201(694). Ты - молод, многому учиться должен,
Услышать много, много воспринять.
202(695). Я сам
Тебе вожатым буду, старцу старец.
203(696). Вину отцеубийства
Он на себя навлек бы.

ПОКЛОННИКИ АХИЛЛА

[Поскольку пьеса относилась к числу сатировских драм, то содержанием ее было, очевидно, влечение сатиров к юному Ахиллу, которого Феникс всячески оберегал от их: приставаний (фр. 205). В фр. 207 речь идет об усилиях, которых потребовало от Пелея овладение Фетидой; имя гончего пса Сиагр (фр. 209) и фр. 208, по-видимому, относятся к охоте как занятию, достойному Ахилла; фр. 211 - вероятно, пророчество о подвигах Ахилла под Троей.]

204(149). Ведь этот недуг день один излечит.
Ты знаешь, с чем бы я сравнил его?
Бывает, с неба холодом повеет,
И мальчики игривыми руками
Хватают плотный, затверделый лед.
Диковина их радует вначале;
Конец же тот, что мальчику-то жаль
Расстаться с ней, она ж игрушкой прочной
Не остается у него в руке.
Так и любовь: одна и та же страсть
И к делу манит, и от дела гонит.

Феникс

205(153). Увы! Ты видишь сам, что страсть напрасна.
206(157). Он глаз своих
Бросает стрелы.
207(150). Каких трудов не натерпелся я!
И львом, и змеем, и огнем, и влагой...
208(152). Иль копья двуострое жало.
Его терзали сугубые муки
От удара Ахиллова древа.
209(154). А ты, Сиагр, питомец Пелиона...
210(155). Мед речи, с уст стекающей.
211(156). Он там оружием несокрушимым,
Изделием Гефеста...

СОБРАНИЕ АХЕЙЦЕВ

[Содержание драмы неизвестно. Если в фр. 213 речь идет о клятве, которую дали женихи Елены, - совместно мстить за оскорбление ее будущего супруга, - то действие могло происходить в начале похода, когда рать собиралась в Авлиде.]

212(143). И стражи жребия ночного - струг
Кормилами по ветру направляют.
213(144). Ты в кресло сядь и, взявши в руки складень
Исписанный, прочти нам, все ль пришли,
Чт_о_ вместе клятвою себя связали.
214(144а). О, Нестерова лысая глава!

ИФИГЕНИЯ

[Когда ахейский флот стоял в беотийской гавани Авлиде, Агамемнон метким выстрелом убил лань и громко воскликнул, что такой удаче могла бы позавидовать сама богиня-охотница Артемида. Разгневанная похвальбой смертного, богиня наслала на флот противные ветры, которые мешали отправлению войска под Трою. Поскольку прорицатель Калхант объявил, что гнев Артемиды может быть смягчен только принесением ей в жертву Ифигении, дочери Агамемнона, девушка была привезена в Авлиду и подставлена под жертвенный нож. Однако в последний момент богиня подменила Ифигению на алтаре ланью и перенесла ее в Тавриду, где сделала ее жрицей в своем храме.
Миф о жертвоприношении Ифигении обрабатывали все три афинских трагика. Трагедия "Ифигения" была у Эсхила (фр. 94); к атому мотиву он возвращался и в "Агамемноне" (184-249, 1412-1420). Целиком дошли две трагедии Еврипида - "Ифигения в Авлиде" (405 г.) и "Ифигения в Тавриде" (ок. 414-412 г.). В первой из них Ифигения была вызвана в Авлиду под предлогом ее бракосочетания с Ахиллом. Этот же мотив, как видно из фр. 215, использовал у Софокла посланный за Ифигенией в Микены Одиссей. Напарником его был избран Диомед, к которому, возможно, обращены слова Одиссея в фр. 217.
Одноименную трагедию написал Энний (фр. 220-252), следовавший "Ифигении в Авлиде" Еврипида.]

Одиссей
(Клитеместре)

215(305). О ты, которой лучший зять достался...
216(306). В сосуд прокисший меда не вливай.
217(307). Как осьминог природный цвет меняет
На цвет утеса, так и ты свой разум
Окрашивай под обстановку, друг.
218(308). Не сладок плод бездельного досуга.

СОТРАПЕЗНИКИ

[Эта драма, которую большинство исследователей считают сатировской, изображала, как видно, в юмористическом освещении жертвенный пир, устроенный ахейцами по пути в Трою на о-ве Тенедос. Среди действующих лиц была Фетида, обращавшаяся к Ахиллу (фр. 219), и сам Ахилл, изображенный в традициях сатировской драмы обжорой (фр. 220, 221) и вступавший в спор с Одиссеем (фр. 224), который, в свою очередь, ставил под сомнение героизм Ахилла (фр. 223).]

Фетида

219(562). Оставив хор подводных Нереид,
Сюда я вышла.
220(563). Несите же. Ты тесто приготовь,
А ты вина в глубокую кратиру
Налей. Ведь этот витязь бесподобный -
Что вол рабочий: если не наестся
Как следует, он к делу не приступит.
221(564). И как не стыдно! Надушив бородку,
Ты, уж не мальчик и породы знатной,
Добился, чтоб по брюшеству тебя,
А не по отчеству, мы величали.
222(565). И вот в сердцах посудиной зловонной
В меня пустил он - и не промахнулся:
О голову мою мироточивый
Сосуд разбился, и пропах я весь
Благоуханьем жидкости противной.

Одиссей

223(566). Едва увидел Трои ты твердыню,
Как уж боишься!
...Я знаю, отчего бежать ты хочешь.
Бесчестье не при чем тут, нет: но Гектор
Вблизи - и прибыльно отдаться гневу.
224(567). О негодяй! Как верно отразился
Сисиф в тебе, муж матери твоей!
225(568). Ненавистно забвенье святых Пиерид
И проклятью подобно; а память певцов -
Вожделенное счастье: возносит она
Кратковечное поприще жизни.

ПАСТУХИ

[Содержание драмы составляли события, разыгравшиеся на троянской равнине сразу же после высадки ахейцев: от рук Гектора погибает ступивший первым на троянскую землю Протесилай; против Ахилла выходит хвастливый Кикн (фр. 232-233), но терпит поражение от ахейского героя. Название драме дано по хору фригийских пастухов (фр. 226-229).]

226(502). То было на рассвете; пастухи
Еще из стойл не выходили; я же
Отправился, чтоб козочкам нарвать
Ветвей зеленых. Тут я рать увидел:
По берегу морскому шла она.
227(503). Где паламида плещется в волнах,
Соседка Геллеспонта - боспоритам
Она ведь гостья летняя, у них
Ее нередко встретишь.
228(504). Плетеной мрежей губит багряниц.
229(505). Их господа, им как рабы мы служим,
И их молчание для нас закон.

Гектор

230(498). А хорошо бы руки поразмять,
Поупражнять их.
231(499). Крик Кикна...

Кикн

232(501). Он в быстром беге от стены умчится.
Подошвой целой ягодиц касаясь.
233(507). В ознобе челюсть затрясется, точно
От лихорадки.
234(508). Не знаю ран я, словом нанесенных.
235(500). И для булата, и для меди он
Неуязвим.
236(510). ...И сколько нужно, глины намешал.
237(506). Сорвав венец, рук Посидона
Творенье, с троянской стены.
238(511). Трех богинь ниспослал Олимп
Средь овец на Идейский кряж,
Всех в одной колеснице.

ПОСОЛЬСТВО О ЕЛЕНЕ

[После первой битвы на троянской равнине ахейцы хотели решить дело миром и отправили в Трою послами Менелая и Одиссея с требованием выдачи Елены и увезенных с нею сокровищ. В то время как все остальные троянцы отнеслись к послам враждебно, Антенор принял их у себя в доме и защитил от недоброжелательства своих соотечественников. В сохранившихся фрагментах можно видеть характеристику Менелая (239), Елены (240) и ее собственное высказывание (241).]

239(176). Таков сам строй его нехитрых слов;
Лаконской речи дух я чую в них.
240(177). Похитив (?) женщину, что щек увядших
Румянец кистью воскрешать способна.
241(178). Уж лучше мне напиться бычьей крови,
Чем вечной пищею служить злословью.

ТРОИЛ

[Троила, юного сына Приама, Ахилл убил из засады у источника недалеко от Скейских ворот. В чем состоял смысл конфликта в этой трагедии, не ясно. Рядом с Троилом был выведен и его воспитатель-евнух (фр. 243, 244).]

242(618). И вышло то, что вышло: сочетался
С Фетидою безмолвным браком он
Многообразною.
243(619). Господина потерял я,
Годами - отрока, душою - мужа.
244(620). Ножом царица оскопив меня...
245(621). Идем к текучей родниковой влаге.
246(622). ...Епанчами, длинными до пят.

ПАЛAMEД

[Возненавидев Паламеда, который заставил его принять участие в Троянской войне, Одиссей искал способ отмстить ему. Он сумел незаметно спрятать мешок с золотом под полом палатки Паламеда и подбросить в ахейский лагерь письмо, якобы написанное Паламедом Приаму и удостоверяющее получение золота. На суде ахейских старейшин Паламед был изобличен в мнимой измене и побит камнями.
Миф о Паламеде был обработан также в недошедших трагедиях Эсхила (фр. 181-182а) и Еврипида (фр. 578-590). От трагедии Софокла сохранилось меньше всего: высказывание общего порядка (фр. 247) и отрывок из речи какого-то персонажа, защищавшего Паламеда апелляцией к его заслугам перед ахейским войском (фр. 248).]

247(478). Уж с первых слов ты будь благоречива.
248(479). Не он ли - бог простит мне похвальбу! -
Их голод прекратил? Не он ли в шашки
И в кости войско научил играть,
Забавой умной время коротая,
Чтоб червь безделья не глодал души
Морскою качкой утомленной рати?

НАВПЛИЙ

[Античные источники употребляют наряду с названием трагедии "Навплий" также дополнительные обозначения: "Навплий приплывающий" и "Навплий-возжигатель". Содержание первой из них, как это видно из позднеантичных свидетельств (включая сюда недавно найденный обрывок папирусного "содержания" - Р. Оху. 52, 1984, 3653), составляла попытка Навплия добиться посмертной реабилитации его невинно казненного сына Паламеда. Не достигши цели, Навплий отправился к женам ахейских героев, воевавших под Троей, склоняя их к измене мужьям. Однако главный акт его мести был впереди: в бурную ночь возвращения ахейцев из-под Трои Навплий зажег ложные маячные огни на крутых прибрежных скалах острова Евбеи. Держа путь на эти огни, многие греческие корабли разбились о подводные рифы, а люди на них погибли. К первой из упомянутых трагедий по содержанию могут быть отнесены фр. 249 (обращение Навплия к Зевсу перед началом спора с Атридами?), 252 и 254 (из речи Навплия, перечисляющего заслуги Паламеда перед войском), ко второй - 255-257 и 253 (описание ахейцев, запутавшихся во время бури в корабельных снастях?)]

249(425). Зевс - утолитель нашей боли! Зевсу
Спасителю святое возлиянье
От третьей чаши!
250(426). Нет, щитоносным в блеске всеоружья...
251(427). Как щитоносец или скиф стрелами...
252(429). Забаву шашек на пяти чертах,
Игру костей...
253(431). Головами вниз,
Как зяблики в силках, они повисли.
254(432). Для рати он аргивской изобрел
Весов и чисел и объемов меры.
Из единиц десятки он сложил;
Пятидесятницы из них составил,
И сотни он, и тысячи впервые.
Сигнальной службы верные огни
Для войска он измыслил - раньше их
Не знали. Звезд вращения и меры,
Небесных тел порядок и значенье
10 Он выяснил; он стражу указал
Ночных часов надежные приметы,
А кормчему ладьи средь волн морских -
Медведицы незыблемые круги
И Сириуса бедственный закат.
255(433). Молю и Ночь, родительницу горя...
256(434). Ночь горя тысячу ночей вмещает;
День счастья пролетает как стрела.
257(435). ......западню огня.

ФРИГИЙЦЫ

[По аналогии с недошедшей трагедией Эсхила "Выкуп Гектора или Фригийцы" (фр. 263-272) содержанием этой трагедии Софокла предполагают поездку Приама в ахейский лагерь и его встречу с Ахиллом (фр. 258). Что касается фр. 259, то в нем, возможно, речь идет о бракосочетании Ахилла с троянской царевной Поликсеной, которое могло бы смягчить обстановку под Троей, но было прервано роковым выстрелом из засады Париса, вероломно сразившим Ахилла.]

258(724). Охотно губит добрых и могучих
Apec, мой сын. Кто языком лишь смел,
Беглец невзгоды, жизнь свою спасает:
Добытчик вялый на дурных Apec.
259(725). О перестаньте в свадебных напевах
Союз этот величать!

ЭФИОПЫ

[Содержание неизвестно. Возможно, это другое название трагедии Софокла "Мемнон", упоминаемой в античном предисловии к "Аяксу" (АС 108); от нее, впрочем, кроме названия, ничего не дошло. По другому предположению, "Эфиопы" - иное название "Андромеды".]

260(28). По доброй воле, не под силы гнетом
Тебе я так советую. А ты,
Благоразумным подражая, правду
Хвали, но сам о выгоде радей.
261(29). Четырехкрылы, поясами туго
Обтянуты, с головкой черной...

СКИРОСЦЫ

[После гибели Ахилла возникла необходимость привлечь к военным действиям под Троей его сына Неоптолема, родившегося и воспитывавшегося на о-ве Скиросе. Ср. Ф. 240 и примеч. Содержание трагедии составляло, по всей видимости, прибытие ахейского посольства (с участием Феникса, старого воспитателя Ахилла) на Скирос и сборы Неоптолема. Фр. 267 - вероятно, из его речи к Фениксу.
Одноименную трагедию написал Еврипид (фр. 682-686), но ее содержанием было привлечение к Троянской войне Ахилла, скрытого Фетидой среди служанок царевны Деидамии на Скиросе.]

262(553). Обвеянный ветрами Скирос...
263(554). Бог брани жаждет молодых людей.
264(555). Средь смертных нет несчастнее пловцов,
И как бы ни осыпал их богатством
Их демон или бог - заслуги меньше
Награда будет. Утлая ладья
Товар под вечным страхом многоценный
Везет; опасность всюду, и не знает
Пловец, спасет ли прибыль он свою,
Иль потеряет все.
265(555b, 3-20) 3 Я призываю...
Да знает пусть...
И гавань...
Чтобы ни враг любой...
Ни всякий, кто...
С мольбою обращаюсь...
Давайте поразмыслим...
10 Пусть так. И что...
Теперь все это...
На кораблях ахейских и...
Которых, ради осторожности...
Мы отплываем из обоих...
И к мужу Халкодонту...
Живущему близ круч...
Здесь плаванье привычно нам...
Привел нас и отправил тот...
И был бы далеко уже от сей земли.
20 А вот теперь из-за задержки...
266(556). Ведь горшее из бедствий - долгий век.
267(557). Когда б могли мы плачем исцелять
Свои несчастья и слезами мертвым
Жизнь возвращать - ценнее злата был бы
Наш плач. Но нет! желанье тщетно, старче,
Чтоб свет узрел в могиле схороненный.
Ведь будь в слезах все дело - я и сам
Родителя на божий свет бы вывел.

ФИЛОКТЕТ ПОД ТРОЕЙ

[По содержанию примыкала к дошедшему "Филоктету", хотя и была написана раньше. В сохранившихся незначительных фрагментах речь идет, по-видимому, об исцелении Филоктета. Фр. 271 - из описания Асклепия.]

268(697). Чтоб смрадом вам я тягостен не стал.
269(698). Недуги лучше всех врачует - Смерть.
270(699). Ужасной песнью оглашая ,
С напевом флейт святых несовместимой.
271(701). И, как у вестника, двуглавый жезл
С двумя драконами.

ЕВРИПИЛ

[Сын Геракла Телеф, царь малоазийской области Мисии, сражался против ахейцев, когда они, согласно одной из версий, высадились по ошибке на мисийском побережье. Раненный копьем Ахилла, Телеф исцелился QT незаживающей раны только благодаря повторному прико сновению к ней того же копья. В благодарность он дал обет за себя и за своих потомков - никогда не сражаться с ахейцами. Когда, однако, положение Трои (уже после гибели Гектора и Мемнона) стало очень трудным, Приам через свою сестру Астиоху, жену Телефа, убедил его сына Еврипила привести под Трою мисийское ополчение. Совершив вдесь много подвигов, Еврипил пал от руки Неоптолема, сраженный все тем же копьем Ахилла. Все отрывки из "Еврипила" известны из папирусных находок; в одной из них был прочитан и единственный стих из этой трагедии, сохраненный Плутархом (фр. 272, ст. 9, пространно переведенный Зелинским). В наиболее уцелевших папирусных фрагментах речь идет о гибели Еврипила и отчаянье Астиохи.]

272(210). 9 Без похвальбы, без брани
К кругам прорвались медных лат они
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Астиоха

30 Увы! Увы!
Сугубый стон...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Хор

35 Горе лютое...
Ум врожденный свой позабыла ты.

Астиоха

О, демон, демон! ты сгубил меня.

Хор

Не зови его: он и так вблизи -
Без разбора бьет.

Астиоха

40 За ними Правда увлечет меня.

Хор

Да, Правда!

Астиоха

Что же, чем скорей, тем лучше!

Корифей

Ах!
Что нам сказать? Что молвить нам?

Астиоха

По праву всякий поразит меня!

Хор

Сразил вас рок; не он тебе судья.

Астиоха

И, в довершенье горя, надругались
Насильники-аргивяне над трупом?

Вестник

Не довелось им оскорбить его.
50 Товарищи в одной и той же битве,
Они лежали все ж не очень близко;
Один был цел, другой - совсем изрезан:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
65 Оторван бурей...
Так голосил в отчаяньи народ.
И много тканей, много риз, изделий
Истрийских жен, на мертвого бросали, -
Почетный, да, но бесполезный дар!
70 А он, припав к пронзенной груди мужа,
Хоть не отец, с отеческой любовью
Родную кровь оплакивал Приам,
Годами отрока, но старца думой
И юношу отвагой боевой.
Он не мисийцем, не Телефа сыном
Выл для него - свое дитя родное
Он видел в нем, взывая так к нему:
"И ты, мой сын, покинул нас! Последней
Для нас ты был и лучшею надеждой.
Надолго будешь памятен ты всем,
Кого жестокость пощадит Ареса.
80 Не так о Мемноне скорбели мы,
Не так о смерти Сарпедона..."

Астиоха

273(211). ...Приам!
Идейской отчизны царь!
Не ты ль убеждением
Склонил неразумную
Свершить это дело?

Хор

Он память...
Оставил...
О нем не...

Астиоха

Булат роковой! сразил
Телефова сына ты!
О горе, копье! Давно ль
Целебных ты сил полно...
274(212). 3 ...И в смерти счастлив был...
Он и погиб прекрасно.
И вот .... наказ:
...в каменной гробнице,
Хороме общей, бок о бок с Телефом;
В пирах же поминальных...
275(222). 2 ...Нашел науку я: нам ввек не будет
От горя отдыха, от бед спасенья;
Всему хозяин случай; всех быстрей
Низвергнуть может...

ЛАКОНЯНКИ

[Когда ахейцам стало известно, что Троя не может быть взята, пока в ней находится Палладий - статуя Афины-Паллады, доставить его в лагерь взялись Одиссей и Диомед. Проникнув в город через клоаку (фр. 276), Одиссей, предварительно изуродовав себя, вошел в сговор с Еленой и с ее помощью вместе с Диомедом унес Палладии. Фр. 277, возможно, заимствован из речи Одиссея, стремившегося сломить сопротивление Диомеда предательскому похищению Палладия. Название трагедии, предполагающее женский хор из спартанок - прислужниц Елены, указывает, что действие происходило в ее доме.]

276(367). В канал подземный тесный и зловонный
Тогда вошли мы.
277(368). Не спорь напрасно. Первые трояне
Аргивянам обиду нанесли,
И боги никогда их не одобрят,
Коль в праве смертный говорить за них.

ЛАОКООНТ

[Среди сохранившихся фрагментов этой трагедии ни один не упоминает о судьбе Лакоонта, который отговаривал троянцев от введения в город деревянного коня со спрятавшимися в нем ахейскими воинами и вместе с сыновьями был задушен змеями, появившимися из моря. Фр. 278 описывает радостное настроение троянцев после отплытия ахейского флота; как видно из фр. 279, они славили при этом Посидона. Во фр. 280 вестник сообщает о покидающем Трою Энее - вероятно, еще до ее падения, и в этом случае надо признать, что версия, принятая Софоклом, отличалась от более известной нам по изложению Вергилия во II кн. "Энеиды".]

278(370). И пред домами жертвенник пылает,
В струях огня зернь смирны растворяя,
Восточных благовоний пышный дар.
279(371). Забеги ли вод Эгейских ты,
Иль морскую синеву
Блюдешь с высоких скал надбрежных,
О Посидон владыка!
280(373). Теперь у врат - Киприды сын Эней;
Отца, перуном тронутого, поднял
Себе на плечи он, покрыв ему
Виссоновым плащом больную спину,
И окружил себя толпою слуг.
Но и фригийцев сонм за ним несметный
Последовал - столь велико желанье
Переселиться на чужбину с ним.
281(374). Труд кончен наш - и сладок стал нам труд.
282(375). Минувшее нас не заботит горе.
283(377). Свергаясь с выси...

АЯКС ЛОКРИЙСКИЙ

["Илиада" и примыкавшие к ней киклические поэмы знали двух Аяксов - знаменитого героя, сына Теламона, которому была посвящена дошедшая до нас трагедия Софокла, и так наз. "малого" Аякса, сына Оилея из Локр. Этот последний был известен тем, что в ночь падения Трои пытался отторгнуть от алтаря Афины искавшую там спасение Кассандру (фр. 290), чем осквернил священный участок и заслужил избиение камнями. На суде он спас себя от казни ложной клятвой, однако был низвергнут богами в море во время возвращения ахейского флота в Грецию. Так как этот эпизод не мог быть изображен в трагедии, о нем, вероятно, пророчествовала Кассандра. От "Аякса Локрийского" до недавнего времени было известно всего лишь несколько цитат. Папирусная публикация 1976 г. (Р. Оху. 44, 3151) принесла множество новых фрагментов, но связный характер носит только отрывок из монолога (фр. 284).]

284(10c, 2-6). Какой Дриантов отпрыск, о ахейцы,
В поход пошел под Трою...
Кто смел замыслить умысел безбожный?
Не Салмоней ли вновь восстал из мертвых,
Что бычьей шкурой громыхал, как Зевс?..
285(11). Доспех ливийский,
Пятнистая пантеры дикой шкура.
286(12). Око правды золотое,
Видит все: оно возмездьем
Беззаконникам грозит.
287(13). Лишь дуновенье человек и тень.
288(14). Общеньем мудрых мудры и цари.
289(15). О чем пророчил Аполлон тебе?
290(15а). И рухнул с грохотом
Кумир богини древний...

ПЛЕННИЦЫ

[Из античного предисловия к "Аяксу" (АС 108) ясно, что "Пленницы" относились к трагедиям троянского цикла. В остальном содержание ее неизвестно. Ф. Зелинский считал "Пленниц" другим названием трагедии "Аякс Локрийский" (ср. фр. 296, 299).]

291(33а). Разумным людям слово не в укор.
292(34). Ученый волхв и рати очиститель.
293(35). Как решето, стал многоок мой щит.
294(36). Он отнят у тебя, как рог у лиры.
295(37). Под каждым камнем скорпий стережет.
296(38). И за очаг алтарный ухватившись.
297(39). И с островов, и с европейской тверди.
298(40). Я Киллу вместе с Хрисою блюду.
299(41). Хоть мал я, но больших я победил.
300(42). Как будто из одной повторно чаши
Я возлиял.

ПОЛИКСЕНА

[Содержанием служило принесение Поликсены в жертву на могиле Ахилла, которому она была обещана в жены при его жизни (ср. фр. 302 - из речи Тени Ахилла, появляющейся над его могилой). Другой мотив - спор между Менелаем (из его речи - фр. 301) и Агамемноном о сроках отплытия домой. Вероятно, из пророчества Кассандры о его смерти - фр. 305.]

301(522). Итак, под Идой оставайся ты
И приноси богам за жертвой жертву,
Собрав стада со всех Олимпа пастбищ.
302(523). Предвечный брег оставил я, покрытый
Глубоким мраком; с ахеронтских волн
Почуял я могучих возлияний
И плача ревностного ворожбу.
303(524). Не в силах ведь верховный рати вождь
Всех осчастливить, всем в угоду править.
Сильнее много Зевса власть - моей,
И все ж и он ни в ведро, ни в ненастье
Не будет другом всем, и пусть к ответу
Пред смертных суд он явится - виновным
Его признают. Я же - смертный муж,
От смертной матери родился; как же
Могу умом я Зевса превзойти?
304(525). С эфирных же высот и с темной тучи...
305(526). Плащ без прорех, губительная риза...

АНТЕНОРИДЫ

[Трагедия под этим названием, как и "Пленницы", упоминается в античном предисловии к "Аяксу" (АС 108) как относящаяся к троянскому циклу. Антенор был единственным троянцем, выступавшим за решение спора о Елене мирным путем (см. выше "Посольство о Елене"), и поэтому среди ахейцев было условлено при взятии Трои пощадить его вместе с семьей. Поэтому содержание трагедии могло составлять переселение Антенора с детьми во Фракию или северную Италию (см. Страбон XIII, 1, 53, 608 С). Ряд исследователей отождествляет "Антеноридов" с "Посольством о Елене", опираясь на название 15 дифирамба Вакхилида под названием "Антенориды или посольство о Елене". Этой точки зрения придерживался и Зелинский. Единственный сохранившийся фрагмент, где говорится, по-видимому, об орле Зевса, не дает ответа на вопрос содержании трагедии.
В Риме трагедию "Антенориды" (вероятно, по образцу софокловской) написал Акций (фр. 79-86).]

306(137) ... И птаха, и слугу, и вестника.

ДОЛОПЫ

[Содержание неизвестно. Власть над долопами Пелей вручил Фениксу, которого он приютил у себя. Может быть, "Долопы" - другое название трагедии "Феникс"?]

307(174). Что он, как заяц, спрятался и, беглый,
Сидит под кровом.

ТЕВКР

[Содержание трагедии составляло возвращение Тевкра по окончании Троянской войны на Саламин, негодование Теламона по его адресу за то, что Тевкр не уберег от гибели Аякса, изгнание Тевкра (ср. А. 1007-1021) и основание им на Кипре города, названного тоже Саламин в память о покинутой родине. Трагедия написана не раньше 20-х годов V в., поскольку цитата из нее содержится в "Облаках" Аристофана, поставленных впервые в 423 г. (см. фр. 310). Фр. 308 - об Оилее, отце другого Аякса, павшем духом при известии о смерти сына; фр. 309 - слова Теламона; фр. 310-311 - о буре, постигшей при возвращении ахейцев.
Для римской сцены "Тевкра" обработал Пакувий (фр. 335-380); фр. 312 перевел Цицерон (Туск. 3, 71); возможно, что эту трагедию Софокла использовал в своем "Теламоне" Энннй (фр. 319-338).]

308(576). Вот мудрецы, вот сильные умом!
Все таковы, как этот ныне. В горе
Чужом они совет умеют дать,
А если у самих в весах их жизни
Несчастья чаша перевес получит -
Забыта вся их мудрость в миг один.
309(577). Дитя мое! Вотще, знать,
Вкушал усладу я, когда тебя
Хвалили, как живого - и не видел
Эринии, которая во мраке
Меня надеждой лживой согревала.
310(578). И на небесах
Сверкнули молнии, и гром прорвался
Чрез туч прорехи.
311(579). Кихрейский мыс.

ПЕЛЕЙ

[Оставшись после смерти Ахилла беззащитным стариком (ср. Ил. XXIV 486-489), Пелей был изгнан из своего царства Фтии соседями, сыновьями Акаста. Спасаясь от них, Пелей нашел убежище у абанта Молона на острове Икосе и здесь скончался. По версии, изложенной у Диктиса Критского, смерти Пелея предшествовала его случайная встреча с Неоптолемом, месть последнего соседям изгнанного деда и его торжественное возвращение на родину. Как следует из схолия к аристофановским "Всадникам", 1098 сл., "Пелей" был поставлен незадолго до 424 г. Аристотель относил эту трагедию Софокла к "этическим" (Поэтика 18, 1456 а 1-2), т. е. в ней, очевидно, был убедительно изображен нрав состарившегося героя, погруженного в воспоминания о прошлом и размышления о тщетности людской славы.
Одноименную трагедию написал Еврипид (фр. 617-624).]

312(487). Пелея Эакида я одна
На склоне лет его оберегаю
Сиделкой верною.
Ведь правду молвят:
Обратно в детство возвратился старец.
313(488). Несчастной жизни лучше небытье.
314(489). Согласны мы, рады мы,
Мысль по сердцу нам твоя.
315(490). Несись, несись, пифийский гимн!
316(491). Воскликну я громким голосом:
Есть в доме кто? Отклика жду.
317(492). Повелитель могучий Дотийской страны...
318(493). Не обмани моей надежды, Зевс!
Не дай мне жизнь окончить без копья.
319(494). Без омовенья тело намащает,
Не сбрасывая складчатых одежд.

КЛИТЕМЕСТРА

[Хотя об этой трагедии сохранилось только одно свидетельство, содержащее единственный стих, едва ли можно сомневаться, что ее содержание составлял заговор Клитеместры (вместе с Эгисфом?) против Агамемнона и убийство микенского царя в день его возвращения из-под Трои.]

320(334). Здесь бродит Мститель - разве вы его
Не видите?

ХРИС

[Имя Хриса известно из "Илиады" (1,11-16): так звали жреца, чья дочь Хрисеида сталась в пленницы Агамемнону и с большой неохотой была возвращена им отцу, дальнейших событиях повествует позднеантичный мифограф Гигин (Э 120), переющий, судя по всему, содержание трагедии Софокла. В изложении Гигпна, Агамемнон не оставил Хрисеиду нетронутой, и когда у нее родился ребенок, названный тоже Хрисом, она объявила его сыном Аполлона. Когда впоследствии Орест и Пилад с помощью Ифигении похитили из Тавриды и ее и кумир Артемиды, они искали у Хриса убежища от преследовавшего их царя Фоанта. Узнав, что Орест и Ифигения - дети Агамемнона, которым Хрис-младший приходится единокровным братом, Хрисеида оказалась перед дилеммой: открыть сыну тайну его рождения или выдать беглецов на расправу Фоанту. Она выбрала первый путь, и завязалось сражение, в котором Фоант погиб, а детей Агамемнона оно освободило от преследователя.
По сообщению схолиаста к ст. 1240 "Птиц" Аристофана (фр. 322), стих заимствован из Софокла, - стало быть "Хрис" написан незадолго до 414 г.
На римской сцене "Хрис" послужил прообразом для одноименной трагедии Пакувия (фр. 79-118).]

321(726). О Гестия, первица возлияний,
Ты слышишь это?
322(727). Перуном Зевса будет свергнут он.
323(728). Такому властвовать над этим мясом?

ГЕРМИОНА

[Гермиона, дочь Менелая и Елены, была обещана в жены Оресту, но Менелай, находясь под Троей, нарушил это обещание, просватав дочь за Неоптолема. Когда же Неоптолем был убит в Дельфах, куда он явился требовать к ответу Аполлона за смерть Ахилла, Гермиона была возвращена Оресту. Так излагают содержание трагедии Софокла позднеантичные источники. Принятый Софоклом вариант нашел отражение в "Андромахе" Еврипида (ок. 424 г.), а на римской почве - в трагедии Пакувия (фр. 168-198) и в 8-ой "Героиде" Овидия.
Единственный дошедший от Софокла фрагмент - малоинформативен.]

324(202). О вы, земли отечественной стогны!

НАВСИКАЯ, ИЛИ ПРАЧКИ

[Из названия ясно, что содержанием этой трагедии была встреча Одиссея с юной царевной Навсикаей (см. 6 кн. "Одиссеи") и его дальнейшее пребывание в стране феаков. Во фр. 325 речь явно идет о работе Навсикаи и ее подруг, отправившихся на берег моря стирать белье; фр. 326, скорее всего, - из рассказа Одиссея о Харибде. Более далеко идущие выводы об этой трагедии делать рискованно. Об исполнении юным Софоклом роли Навсикаи см. АС 3 и 4.]

325(439). Сложить плащи и все льняные ризы.
326(440). Ладью мою теченье,
Подняв спокойно, извергает вновь.

ФЕАКИ

[Тот же случай, что и с предыдущей трагедией. Единственный фрагмент не дает никакого представления о том, какой эпизод из пребывания Одиссея у феаков и в какой свете получил обработку в этой трагедии Софокла.]

327(675). К еде приправа горькая.

ОМОВЕНИЕ

[Судя по названию, в трагедии был обработан известный эпизод из 19 книги "Одиссеи", когда старая нянька Евриклея во время омовения ног Одиссея узнавала его по старому рубцу на ноге. Мнение ряда исследователей, будто "Омовение" служило только другим названием трагедии "Одиссей, пораженный шипом" (см. ниже), трудно признать справедливым, так как сцена омовения ног была настолько тесно связана в сознании современников Софокла с событиями в доме Одиссея накануне его расправы с женихами, что трудно себе представить ее перенесение к моменту, предшествующему смерти Одиссея. Контаминацию двух мотивов предпринял, по-видимому, только римский драматург Пакувин в своей трагедии "Омовение" (фр. 266-295). Единственный фрагмент Софокла не дает никакого ответа на затронутые здесь вопросы.]

328(451а). ... В присутствии
Соседей близких.

ОДИССЕЙ, ПОРАЖЕННЫЙ ШИПОМ

[От Кирки у Одиссея родился сын, названный Телегоном ("далеко рожденным"). Достигнув совершеннолетия, он отправился на розыски отца, ночью (или в тумане) пристал к Итаке и, не зная, где он высадился, принялся грабить остров. Вступившийся за свое имущество Одиссей получил от неузнанного им Телегона смертельную рану копьем, наконечником которого служил твердый шип морской рыбы ската. Миф о смерти Одиссея восходит к старинному фольклорному сюжету "поединок отца с сыном", древность которого еще больше подчеркивается оружием Телегона, а сама трагедия, видимо, завершалась сценой трагического опознания Телегона, о которой пишет Аристотель в "Поэтике", 14, 1453 b 29-34.
Среди сохранившихся фрагментов Э 329 и 330 напоминают прорицание Тиресия в "Одиссее" XI, 127-129; в фр. 331-332, 335-336 вспоминается пророчество, полученное Одиссеем в Додоне, что ему суждена смерть от руки сына; в фр. 333 имеется в виду Киклоп, хотя и непонятно, в какой связи он мог упоминаться много лет спустя после возвращения Одиссея.]

329(453). Какой же дар ты на плечах могучих
Несешь?
330(454). На плечах неся
Мякиноистребительную утварь.
331(455). Додонский Зевс - пророк для смертных он.
332(456). Священствующих вещих Додонид.
333(457). ...чудовищное чрево.
334(458). Коль выйдут - дело; если ж нет, скажи...
335(460). Теперь же
Ни из Додоны, ни с Пифийских склонов
Не убедит пророчество меня.
336(461) ...И додонского владыки славословья прекрати!


далее: Ж. ИЗ РАЗНЫХ ЦИКЛОВ >>
назад: Д. КРИТСКИЙ ЦИКЛ <<

Софокл. Фрагменты
   Б. ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ
   В. АРГОССКИЙ ЦИКЛ
   Г. АТТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
   Д. КРИТСКИЙ ЦИКЛ
   Е. ТРОЯНСКИЙ ЦИКЛ
   Ж. ИЗ РАЗНЫХ ЦИКЛОВ
   ФРАГМЕНТЫ, СОХРАНИВШИЕСЯ ВЕЗ НАЗВАНИЯ ДРАМ
   ТАБЛИЦА ДЛЯ ПЕРЕВОДА НУМЕРАЦИИ ФРАГМЕНТОВ В ИЗДАНИИ С. РАДТА В НУМЕРАЦИЮ
   СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
   СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ПРИМЕЧАНИЯ


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация