<< Главная страница

КОММЕНТАРИИ




ЭДИП В КОЛОНЕ

Трагедия написана в последний год жизни поэта и поставлена уже посмертно, в 401 году, его внуком, Софоклом-младшим.
В сюжете "Эдипа в Колоне" объединяются два мотива: предсказанное богами вечное успокоение изгнанного из Фив Эдипа в афинском пригороде Колоне и вражда его сыновей, еще более осложнившаяся вследствие проклятья отца.
Первый из этих мотивов получил отражение незадолго до "Эдипа в Колоне" в "Финикиянках" Еврипида (411-408 гг.) и восходит к местной аттической легенде, приуроченной к алтарю Эдипа в Колоне: здесь он был похоронен по указу прорицалища Аполлона в Дельфах, будучи призван охранять землю, которая дала ему последний приют. Выбор Софоклом этой темы был навеян отчасти политическими событиями: в конце 407 года спартанский царь Агис вторгся в пределы Аттики в районе Колона, причем три четверти его конницы составляли беотийцы. Нападение было отбито, и в этом афиняне могли усмотреть благодетельное вмешательство Эдипа, почитавшегося в Колоне как божество. С другой стороны, Софокл, выбирая место действия для трагедии в Колоне, получил возможность прославить край, откуда он сам был родом.
Что касается вражды сыновей Эдипа, то она составляла содержание не дошедшей до нас киклической поэмы "Фиваида" (VII-VI вв.). В одном из сохранившихся отрывков повествуется о том, как Полиник, бывший старшим, подвинул слепому отцу серебряный стол и подал ему золотой кубок, которыми пользовался убитый им по неведению Лай. Опознав на ощупь эти предметы, Эдип увидел в поведении сына оскорбительное напоминание о своем невольном преступлении и проклял сыновей, пожелав им делить власть мечом. Братья пытались уклониться от проклятья, договорившись царствовать поочередно, но когда Этеоклу пришло время вернуть престол Полинику, он изгнал брата. Тот обосновался в Аргосе, собрал рать, возглавляемую семью вождями, и двинулся против родного города. Война за Фивы и смертельный поединок между братьями были достаточно обстоятельно освещены в уже упоминавшихся "Семерых против Фив" Эсхила и "Финикиянках" Еврипида, так что Софоклу достаточно было напомнить о начале этих событий, - об их исходе зрители уже все знали.

40. Дочери земли и мрака - Эринии, богини мщения. В Афинах был учрежден их культ, а сами Эринии получили название Евменид ("милостивых"). Об учреждении этого культа см. трагедию Эсхила "Евмениды".
57. Медный Порог. - См. ст. 1637. Так назывался каменистый кряж перед входом в пещеру, считавшуюся входом в преисподнюю.
86. ...к Фебу и ко мне... - О былой вражде между Аполлоном и Эриниями-Евменидами см. трагедию Эсхила "Евмениды".
Вражда между Фебом и Эриниями - символ борьбы между гибнущим материнским и возникающим в героическую эпоху отцовским правом. Феб - представитель отцовского права, Эринии - материнского.
100. ...Врагов вина... - Ср. ст. 147-151 и 465. Эриниям приносили в жертву чистую или смешанную с медом воду, но не вино.
296. На этнейском муле - то есть на сицилийском. Сицилия, где находится гора Этна, славилась своими мулами и лошадьми.
298. Фессалийская шляпа - широкополая шляпа с низкой тульей, которую носили пастухи и путешественники.
338. Кадмейцы - фивяне.
383. Град Кадма - Фивы, названные так по основателю их Кадму. В ст. 435 Фивы названы Кадмегй.
465. Водой и медом... - См. коммент. к ст. 100.
470. Благосклонные - то есть Евмениды.
559. ...я, как и ты, в чужом дому воспитан... - Согласно сказанию, Тесей был воспитан у своего деда по матери в аргосском городе Трезене. Подобно Гераклу, Тесей совершил много подвигов, из которых самый значительный - убийство критского чудовища с головою быка и туловищем человека, Минотавра, благодаря чему Тесей избавил Афины от дани, которую они должны были платить царю острова Крита, посылая на съедение Минотавру афинских девушек и юношей.
684-687. Нарцисс и шафран были посвящены богиням Деметре и Персефоне.
689. Кефмс - важнейшая река Аттики.
695. Страна двоегрудая. - То есть с двумя холмами.
705. ...на острове на Пелоповом // У дорян... - Здесь Софокл нарушает традицию греческих сказаний, согласно которым Пелопоннес был занят дорянами после Троянской войны, тогда как Эдип жил до нее. Это скорее всего сознательный анахронизм, так как в дальнейших стихах этой строфы можно видеть (как указывает античный комментатор) намек на набег спартанского (дорийского) царя Архидама II, вторгшегося в Аттику в начале Пелопоннесской войны (431 г. до н. э.); Архидам не решился тронуть маслин - деревьев, посвященных Афине.
987. Ареопаг - древнейшее афинское судилище и политический совет, учреждение которого приписывали Афине.
1087. ...На берегу... пифийском... - То есть у берега Элевсинского залива, где находился храм Аполлона.
1090. Богини-владычицы - Деметра и Персефона.
1094. Евмолпиды - потомки мифического Евмолпа, жрецы Деметры, установившей, согласно мифу, свой особый культ, носивший название Элевсннских таинств, или мистерий. Центром этого культа был небольшой аттический город Элевсин.
1103. Эатская вершина - по-видимому, между Афинами и Элевсином.
1111. Тесеевы ратники - афиняне (по имени Тесея).
1275-1287. Четыре первых стиха антистрофы воспроизводят очень распространенное древнее изречение, подвергнутое впоследствии Эпикуром резкому осуждению: "Но еще хуже тот, кто говорит, что хорошо не родиться, а родившись, как можно скорее пройти ворота Аида" (Письмо к Менекею, 126. - См.: Лукреций. О природе вещей, т. II. М., Изд-во АН СССР, 1947, с. 593).
1353. Апийцы - пелопоннесцы (по имени мифического царя Апия).
1370. Партенопей - от греческого слова "партена" - дева.
1585. Драконовы потомки - фиванцы, предки которых, по мифу, выросли из посеянных Кадмом зубов убитого им дракона.
1608. Богиня, очам недоступная - Персефона, жена Аида, или Айдонея.
1612. К подземным равнинам стигийским. - То есть к подземной реке Стиксу.
1618. Зверь чудовищный - адский пес Кербер.
1622. Мрака дочь и Земли - Смерть.
1641. Перифой и Тесей задумали похитить Персефону, но были захвачены Аидом. Тесей (а по некоторым сказаниям и Перифой) был освобожден Гераклом.
1643. Перечисляется несколько колонских святынь, которые нам неизвестны.

Ф. Петровский, В. Ярхо
назад: СТРОЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ <<

Софокл. Эдип в Колоне (Пер.С.В.Шервинского)
   ПАРОД
   АНТИСТРОФА 1
   ЭПОД
   ЭПИСОДИЙ ПЕРВЫЙ
   КОММОС
   СТАСИМ ПЕРВЫЙ
   ЭПИСОДИЙ ВТОРОЙ
   СТАСИМ ВТОРОЙ
   АНТИСТРОФА 1
   СТРОФА 2
   АНТИСТРОФА 2
   ЭПИСОДИЙ ТРЕТИЙ
   СТАСИМ ТРЕТИЙ
   ЭПОД
   ЭПИСОДИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ
   КОММОС
   СТАСИМ ЧЕТВЕРТЫЙ
   ЭКСОД
   КОММОС
   СТРОЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ
   КОММЕНТАРИИ


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация