<< Главная страница

СТРОЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ




Границы основных частей греческой трагедии определяются выступлениями хора - пародом и стасимами, то есть песнью хора при входе его на орхестру - круглую площадку, служившую местом действия хора и актеров, - и песнями, которые хор поет, стоя на орхестре. Между песенными выступлениями хора заключены разговорные, диалогические части - эписодии, в которых главная роль принадлежит не хору, а отдельным действующим лицам, причем хор выступает в эписодиях на тех же правах, как и отдельные актеры. Поэтому в эписодиях обычно выступает от лица хора или его предводитель - корифей, или отдельные хоревты.
Кроме упомянутых частей трагедии - парода и стасимов, в основное ее деление входят еще начальная часть - пролог, то есть, по определению Аристотеля, особая часть трагедии перед выступлением хора (пародом), и жеод, или "исход", то есть заключительная часть трагедии, после которой, как говорит Аристотель, не бывает песни хора.
Песни хора обычно разделяются на соответствующие друг другу строфы и антистрофы, которые заключаются конечной песней - эподом. Песни, исполняемые отдельными актерами (песни "соло"), называются монодии.

АЯКС

1. Пролог. 1-133.
Пролог разделяется на три сцены: 1) диалог между Одиссеем и (согласно театральной условности) не видимой ему, но видимой зрителям Афиной - 1-90, 2) диалог между Афиной и Аяксом, которого она дважды (71-73 и 89-90) вызывает выйти из палатки, - 91-117, 3) диалог между Афиной и Одиссеем после ухода Аякса - 118-133.
2. Парод. 134-202.
Парод начинается анапестами корифея хора - 134-171 - и заканчивается песнею хора - 172-202.
3. Эписодий первый. 203-609.
Первый эписодий делится на три сцены. 1) Выход Текмессы и рассказ ее хору. Начало этой сцены - анапесты, строфа и антистрофа хора (203-262) - представляет собой по своей музыкальной структуре неразрывное продолжение парода. Диалог между корифеем хора и Текмессой (263-347) заканчивает эту сцену. 2) Появление Аякса. Его песнь, прерываемая репликами корифея и Текмессы (348-444), монологи Аякса и Текмессы (445-541) и диалог между Аяксом и Текмессой, после которого приводят Еврисака (542-559). 3) Монолог (завещание) Аякса и диалог его с Текмессой (560-609).
4. Стасим первый. 610-657.
5. Эписодий второй. 658-704.
Монолог Аякса, заключающий вместе со следующим стасимом первую половину трагедии.
6. Стасим второй. 705-738.
7. Эписодий третий. 739-1213.
Этот эписодий разделяется на семь сцен: 1) рассказ вестника - 739-805, 2) выход Текмессы, после ухода которой вслед за хором действие переносится на морской берег, - 806-833, 3) предсмертный монолог Аякса - 834-884, 4) выход (парод второй) хора и затем Текмессы - 885-1001, 5) приход Тевкра и диалог его с корифеем и Текмессой - 1002-1075, 6) появление Менелая и диалог между ним и Тевкром, после чего Менелай уходит, - 1076-1196, 7) возвращение Текмессы с Еврисаком, монолог Тевкра - 1197-1213.
8. Стасим третий. 1214-1259.
9. Эксод. 1260-1457.
Эксод разделяется на четыре сцены: 1) возвращение Тевкра и приход Агамемнона - 1260-1354, 2) появление Одиссея и диалог между ним и Агамемноном - 1355-1410, 3) Одиссей и Тевкр - 1411 -1438, 4) монолог Тевкра и заключительные слова хора - 1439-1457.

Ф. Петровский

КОММЕНТАРИИ

О времени постановки трагедии документальных данных не сохранилось, однако построение парода (анапестическое вступление корифея, предшествующее лирической партии хора), напоминающее его структуру в ряде трагедий у Эсхила, а также довольно активное использование эсхиловской лексики, заставляют предполагать, что "Аякс" является самой ранней из семи дошедших трагедий Софокла и относится ко времени от середины 50-х до середины 40-х годов V века.
Миф, лежащий в основе трагедии, получил первую литературную обработку, по всей видимости, в киклическом эпосе VIII-VII веков. "Илиада" знает Аякса как второго в греческом войске героя после Ахилла, готового всегда прийти на помощь соратникам и взять на себя самые трудные испытания. Никаких намеков на ожидающую его судьбу в "Илиаде" нет.
Из очень отрывочных свидетельств и позднего пересказа поэм эпического цикла мы можем установить, что спор за доспехи Ахилла и его последствия были отражены в двух произведениях: в "Эфиопиде" и в "Малой Илиаде". В первой из них шла речь о споре, разгоревшемся между Аяксом и Одиссеем, о решении, вынесенном в пользу Одиссея, и о самоубийстве героя, уязвленного несправедливым приговором. (Поэтому и в "Одиссее" при посещении ее героем подземного царства тень оскорбленного Аякса отказалась даже приблизиться к нему - XI, 543-547.) "Малая Илиада" добавляла новый мотив: впав в безумие, Аякс перебил стада скота, приняв их за своих обидчиков - ахейских полководцев. Поэтому после смерти ему было отказано в обычном для героического века почетном сожжении на костре, и он был похоронен в могиле.
На афинской сцене до Софокла к мифу об Аяксе обращался Эсхил, но его трилогия на эту тему не сохранилась, за исключением мелких отрывков.
Для афинян особое значение имело то обстоятельство, что Аякса (вместе с его отцом Теламоном) они считали своим полубожественным покровителем. Его имя носила одна из десяти аттических фил, - и его вмешательством объясняли успех, достигнутый в морском сражении при Саламине, когда греческий флот защищал от персов родину легендарного ахейского героя (см. Геродот, VIII, 64, 121).
Действие трагедии происходит перед палаткой Аякса под Троей.

7. Собака лаконская. - Лаконские собаки, согласно Аристотелю, происходившие от помеси собаки с лисой, обладали очень острым чутьем.
17. Звук трубы тирренской, - В Тиррении (теперешней Тоскане, в Италии) делались особенно звонкие медные трубы.
41. Доспех Ахилла. - Доспехи Ахилла, убитого Парисом, были по решению ахейских вождей присуждены не Аяксу, а Одиссею. (См. коммент. к ст. 121.)
44. Аргивяне. - Имеются в виду греки, или ахейцы (ахеяне). Название это восходит к гомеровскому эпосу.
57. ...двоих Атридов... - То есть Агамемнона и Менелая.
121-126. Горюю об Аяксе... - Слова Одиссея навеяны Софоклу рассказом Одиссея в "Одиссее" Гомера (11, 541). В эпизоде "вызывания теней умерших" Одиссей говорит:

Души других знаменитых умерших явились; со мною
Грустно они говорили о том, что тревожило сердце
Каждому; только душа Теламонова сына Аякса
Молча стояла вдали, одинокая, все на победу
Злобясь мою, мне отдавшую в стане аргивян доспехи
Сына Пелеева. Лучшему между вождей повелела
Дать их Фемида; судили трояне; их суд им Афина
Тайно внушила... Зачем, о! зачем одержал я победу,
Мужа такого низведшую в недра земные? Погиб он,
Бодрый Аякс, и лица красотою и подвигов славой
После великого сына Пелеева всех превзошедший.

(Перевод Жуковского)

135. Саламин - остров в Сароническом заливе, у берегов Аттики, царем которого был отец Аякса, Теламон.
137. Данайцы (или данаи) - племенное название, служащее в поэмах Гомера и в позднейшей греческой поэзии, подобно названиям "ахейцы" и "аргивяне", для обозначения греков вообще.
172. Артемида Бычица - по-греч. "Тавропола", то есть "пасущая быков". Первоначально пастушеская богиня Артемида отождествлялась с Артемидой Таврической, культ которой, отличавшийся оргиастическим характером и жестокостью, был перенесен в Аттику из Херсонеса Таврического.
179. Эниалий - бог войны, отождествляемый с Ареем (Аресом).
189. Отродье рода Сизифова - Одиссей. По одному послегомеровскому сказанию, мать Одиссея, до выхода замуж за Лаэрта, отдалась Сизифу, гостившему у ее отца Автолика. Сизиф, царь Коринфа, отличался преступным лукавством и за разглашение тайн богов людям понес наказание в преисподней, где выполнял тяжелый Сизифов труд: вкатывал на крутую гору огромный камень, который все время скатывался обратно.
204. Эрехфидов потомки. - Эрехфидами назывались афиняне - как потомки афинского царя Эрехфея. Но во времена Софокла, эрехфидами назывались и саламинцы, так как остров Саламин был присоединен к Афинам (ок. 600 г. до н. э.).
212. Телевтанта-фригийца дочь - Текмесса, дочь фригийского царя, захваченная Аяксом во время одного из его набегов.
257. Нот - божество южного ветра.
342. Тевкр - сын Теламона и Гесионы, сводный брат Аякса, лучший стрелок из лука в ахейском войске.
394. О Зевс, прародителей прадед! - Согласно послегомеровским сказаниям, отец Аякса Теламон - брат Пелея, отца Ахилла, - был сыном Эака, рожденного Зевсом от нимфы Эгины.
412. Зевсова дочь - Афина.
433. Скамандр - река, впадающая в Геллеспонт, у берегов которой стояла Троя.
445. Ай-ай!.. Аякс! - Междометие "ай-ай" употребляется в греческой трагедии для выражения страдания и боли. Имя Аякса греки производили или от слова "айетос" (орел), или от указанного междометия. Последней этимологией объясняется то, что в стихе 937 имя Аякса названо "зловещим".
449. Родитель мой... - Отец Аякса Теламон участвовал в походе Геракла под Трою. Геракл присудил Теламону первую почетную награду - дочь троянского царя Лаомедонта Гесиону.
450. Ида - гора, склоны которой образуют равнину Трои.
573-574. ...питай дыханьем легким ветра // Жизнь юную... - Легкому и влажному ветру приписывалась питательная сила.
588. "Широкощитый". - Имя Еврисак слагается из слов еврис (широкий) и сакос (щит).
673-674. ...в дар // От Гектора... - Об обмене дарами между Аяксом и Гектором после поединка, в котором ни один не мог одолеть другого, см. "Илиада" (7, 299-305). Гектор подарил Аяксу "меч... среброгвоздный // Вместе с ножнами его и красивым ремнем перевесным", а "сын Теламона вручает блистающий пурпуром пояс".
709. Киллены кряж. - Киллена - гора в Аркадии, где зародился культ Пана. Во времена Софокла Пан уже входил в свиту Диониса; поэтому Пан знает нисский и кносский пляс (гора Ниса и главный город острова Крит - Кнос связаны с культом Диониса).
716. Море Икарово - юго-восточная часть Эгейского моря.
765. Калхант - прорицатель в греческом войске. В ст. 820 он назван сыном Фестора.
885. Трудиться - множить труд трудом. - Это выражение соответствует русскому "чем дальше в лес, тем больше дров".
902. На Олимпе. - Здесь имеется в виду троянский "Олимп", то есть гора Ида.
904. К Босфору. - То есть к Геллеспонту, который во времена Софокла носил это название.
937. ...Чье имя зловеще? - См. коммент. к ст. 445.
1042. ...рабыни пленной. - То есть Гесионы. См. коммент. к ст. 342 и 449.
1142. ...Его обязывали клятвы. - Клятвы, данные всеми женихами Елены в том, что они придут на помощь ее избраннику, если Елену кто-нибудь похитит. (См. "Филоктет", 72.)
1149. Вооружен ты луком... - К стрелам из лука греческие воины, сражавшиеся копьем, относились с некоторым пренебрежением.
1164. Ты уличен был в краже голосов. - Указание на несправедливость присуждения Одиссею доспехов Ахилла. (См. коммент. к ст. 41.)
1257. Суний - мыс в Аттике.
1330. Атрей - отец Агамемнона и Менелая, убивший сыновей своего брата Фиеста и подавший их ему вместо кушанья.
1339. Лаомедонта дочь. - См. коммент. к ст. 449.

Ф. Петровский, В. Ярхо
назад: ЭКСОД <<

Софокл. Аякс (Пер.С.В.Шервинского)
   ПРОЛОГ
   ПАРОД
   ЭПИСОДИЙ ПЕРВЫЙ
   СТАСИМ ПЕРВЫЙ
   ЭПИСОДИЙ ВТОРОЙ
   СТАСИМ ВТОРОЙ
   ЭПИСОДИЙ ТРЕТИЙ
   ПАРОД ВТОРОЙ
   СТАСИМ ТРЕТИЙ
   ЭКСОД
   СТРОЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация